Киевские власти переносят рассмотрение особого статуса Донбасса

Киевские власти переносят рассмотрение особого статуса Донбасса

26.01.2016 | 03:00

Украинские власти решили перенести принятие во втором чтении изменений в конституцию по децентрализации с пунктом переходных положений, где записаны особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Украинские власти решили перенести принятие во втором чтении изменений в конституцию по децентрализации с пунктом переходных положений, где записаны особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Во вторник открывается последняя пленарная неделя работы в парламенте в рамках текущей сессии. Предполагалось, что на ней будут приняты изменения в конституцию в части децентрализации, однако вопрос не включен в повестку рассмотрения Верховной рады на неделю (26-29 января), несмотря на то, что он является обязательным для выполнения пунктом минских соглашений.

Участники контактной группы по урегулированию ситуации на Украине 12 февраля 2015 года подписали в Минске согласованный с главами стран-участниц "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция и Украина) Комплекс мер по выполнению минских соглашений. Документ, в частности, предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, а также реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей".

Кроме того, согласно документу, на этих территориях должны быть проведены выборы с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. При этом, вопросы касающиеся местных выборов будут обсуждаться и согласовываться с представителями ЛНР и ДНР в рамках контактной группы.

Для принятия изменений в конституцию во втором чтении необходимо 300 голосов депутатов. Их сейчас в Раде не набирается. В парламенте есть много противников "особого статуса Донбасса". Но все же власти пытаются выиграть время на дипломатические переговоры в рамках минского процесса. Такой "зацепкой" для официального Киева стало обращение 51 депутата от провластных партий в конституционный суд относительно официального толкования положения статьи 155 Основного закона относительно "следующей очередной сессии Верховной рады" для определения конечного срока принятия изменений в конституции в части децентрализации.

Юридическая коллизия в том, что согласно статье 155, проект изменений в конституцию считается принятым, если на следующей очередной сессии за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Рады. В то же время статья 83 конституции говорит о том, что очередные сессии Верховной рады начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Депутаты просят КС разъяснить, что же считать очередной, а что следующей очередной сессией Верховной рады. Изменения в конституцию должны приниматься на двух разных сессиях парламента. В первом чтении изменения в конституцию поддержали на второй весенне-летней сессии 31 августа. Текущая, третья, осенне-зимняя сессия Рады, заканчивается 2 февраля.

В комитете Рады по вопросам правовой политики и правосудия отметили, что в случае, если до конца текущей сессии (2 февраля) конституционный законопроект о децентрализации не будет рассмотрен, то он будет считаться отклоненным. Однако эксперты в один голос заявляют, что КС "продлит вопрос децентрализации еще на полгода". Как сказал депутат Рады от "Блока Петра Порошенко" (БПП) Виктор Чумак, "обращение в КС - это не затягивание принятия изменений в конституцию". "Это, наоборот, продолжение времени на дипломатические переговоры в рамках минского процесса, а, во-вторых, - это попытка не потерять определенные разделы по децентрализации", - отметил Чумак.

Первый зампред фракции БПП Игорь Кононенко подтвердил, что депутаты ожидают выводов КС. "Необходимо дождаться решения Конституционного суда с тем, чтобы в дальнейшем исключить любые политические спекуляции относительно конституционности или неконституционности принятых изменений в конституцию относительно децентрализации", - сказал Кононенко. Депутаты ожидают выводы КС до 2 февраля.

Впрочем, спикер парламента Владимир Гройсман уже заявил, что Верховная Рада пока не планирует на этой пленарной неделе рассмотрение внесения изменений в конституцию в части децентрализации. По его словам, еще необходимы дополнительные дискуссии с политическими силами. "Сейчас, очевидно, необходимо дополнительное время, наверное, незначительное, для того, чтобы провести дополнительные дискуссии с политическими силами, которым следует принять решение о том, что они идут своими голосами, а не разговорами о децентрализации", - отметил Гройсман, добавив: "Нам важно получить 300 голосов".

Глава правительства Украины Арсений Яценюк в ходе еженедельной передачи "10 минут с премьер-министром" призвал вынести вопрос изменений в конституцию на всеукраинский референдум. "Настало время, чтобы украинский народ сказал свое слово, какой должна быть новая конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет основной закон. Референдум по конституции - это прямое народовластие в свободной и демократической стране", - заявил он.

Премьера поддержал лидер Радикальной партии Олег Ляшко. Его политическая сила инициирует проведение в марте всеукраинского референдума по вопросу о статусе Донбасса. "Мы предлагаем всенародный референдум в марте по одному вопросу: "Поддерживает ли народ Украины предоставление особого статуса для Донбасса?", - отметил Ляшко.

Спикер Рады Владимир Гройсман считает, что вопрос о статусе Донбасса в составе Украины не следует выносить на референдум. "Я к этому отношусь как к идее - я ее услышал из уст премьер-министра по телевидению. Я считаю, что всегда такой механизм, как референдум, может использоваться, но все то, что касается, например, вопроса об особенностях Донбасса, статуса Донбасса, не нужно ставить на референдум. Потому что, мне кажется, что в унитарной стране никакого особого статуса одной из областей или ее части не может быть", - отметил Гройсман. Он выразил мнение, что если бы в изменениях в конституцию было написано, что Донбассу предоставляется особый статус, то это было бы похоже на федерализацию. "Поскольку этого там нет, то и спрашивать об этом не нужно, поскольку это будет такая определенная манипуляция", - считает спикер.

Политолог Кирилл Молчанов полагает, что предложения провести всеукраинский референдум о внесении изменений в конституцию страны в части децентрализации, включая пункт о самоуправлении в Донбассе, направлены на то, чтобы уйти от выполнения минских соглашений. "Все разговоры о референдуме ведутся, чтобы отсрочить выполнение пунктов минских соглашений", - сказал он. Эксперт считает идею референдума манипуляцией, направленной на то, "чтобы не отвечать перед внешними партнерами Украины".

Президент Петр Порошенко заявил, что не допустит срыва процесса децентрализации. Однако, по его словам, главным условием для принятия изменений в конституцию в части децентрализации должно стать полное прекращение огня в Донбассе. "Я ни в коем случае не дам сорвать голосование изменений в конституцию. Это была моя принципиальная позиция, когда я шел на выборы, я ее твердо проведу", - отметил он. "Я не дам возложить на Украину ответственность в обвинениях в срыве минских соглашений", - отметил он. При этом президент заявил, что приветствует инициативу депутатов, которые сделали представление в КС, "ведь голосованию за конституцию в части децентрализации должны предшествовать несколько важных предпосылок". "Позиция первая - прекращение огня и долгий период полной тишины. Ключевая позиция - восстановление контроля над госграницей на первом этапе со стороны ОБСЕ", - отметил президент.

Представитель Киева в контактной группе, экс-президент Украины Леонид Кучма убежден, что "если не будет "Минска-2", то ничего не будет, все развалится". "Неужели кто-то думает, что по желанию Украины появится другой формат? Допустим, мы хотим, чтобы там появился Обама. А Обама этого хочет? В десяти приоритетах для США (их на своей пресс-конференции озвучил Барак Обама) об Украине даже слова нет. А у Путина мы спросили - он согласен?", - подчеркнул Кучма. "Мы не в состоянии посадить за стол всех, от кого зависит и наша судьба в том числе. Не можем посадить за стол участников Будапештского меморандума", - заявил Кучма.


Комментарии

Leonid Bondarenko 26.02.24 13:11:21

ID: 396823992    Репутация: 0.00

Поскорее бы уже мои родственники заждались. Я родом из Харькова последний раз был 2019. Но в чат рулетке хохлы утверждают что и Харьков и все города основные каким-то украми древними возможно и правда но уже время пришло жить с Россией. Говорят я какой то отбитый что нацисты нормальные а мы не такие...

Leonid Bondarenko 25.10.23 10:00:39

ID: 396823992    Репутация: 0.00

2 блогеров из моего района говорили о прилете. Я родом из этого района который переименовали и сократили но уже давно в России. Почему не указывается по что именно прилетело что там была военная техника? По спутнику обнаружили?...

Leonid Bondarenko 01.08.23 14:26:31

ID: 396823992    Репутация: 0.00

Словакия, моя знакомая из медколледжа в Харькове 2017 она родом вроде из Луганска но уже после обучения она уехала в Словакию и не любит Росс ни украину но она считает себя недотрогой и европейской что в России нищета и низкие зарплаты. Что её родители переехали так же из Харькова но не могут устрои...

Leonid Bondarenko 01.08.23 14:21:48

ID: 396823992    Репутация: 0.00

Я родом из Харькова мы с родителями еще с 2014 уехали в Москву на заработки и только с 2017 на постоянно. А Харькове остались родственники и которые поддерживают Россию и которые против зомби патриоты. И полно моих друзей знакомых из школ колледжа и лагеря знакомых и из сайтов знакомств....

Bel31 06.07.22 08:45:27

ID: 154543858    Репутация: 0.00

Щенэвмэрлая сдохла в 2014г....

Bel31 06.07.22 08:44:07

ID: 154543858    Репутация: 0.00

Хохлы,что же вы за мрази такие то ?...

Bel31 06.07.22 08:42:27

ID: 154543858    Репутация: 0.00

Укрофашисты за всё ответят....