На этой неделе в Минске закончился очередной раунд переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Более трех часов представители Украины, России и ОБСЕ общались за круглым столом в столице Беларуси. Переговорщикам удалось подписать два важных документа
В первом соглашении речь идет о прекращении учений с боевой стрельбой вдоль линии соприкосновения, второе решение касается технических аспектов завершения разминирования вдоль линии соприкосновения.
Логическим продолжением минских договоренностей должна была стать встреча министров иностранных дел стран «Нормандской четверки» 3 марта в Париже. И действительно, два последних минских решений «четверка» поприветствовала, однако камнем преткновения для успешных переговоров стад вопрос о проведении местных выборов в ДНР-ЛНР.
Напомним, в пункте 9 минских договоренностей указано, что «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта» должно начаться «в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования» и при условии выполнения пункта 11, то есть после конституционной реформы. А именно этого и боится официальный Киев - реальной передачи власти в регионы. Ведь, как известно, тот вариант децентрализации, который предложен Порошенко, лишь усиливает позиции центра.
Поэтому, наверное, неспроста представитель Киева в политической подгруппе минских переговорах Роман Безсмертный неоднократно заявлял, что выборы на Донбассе можно будет провести не раньше, чем через три года после полного прекращения обстрелов в регионе. А с учетом, что ВСУ не прекращает обстрелы самопровозглашенных республик, три года - значит, никогда.
«Роман Бессмертный - довольно забавная политическая фигура. Насколько я понимаю, его включили в состав контактной группы потому, что он является формальным автором "децентрализации" (реальные авторы живут, разумеется, не в Украине). Основное содержание "децентрализации" - разрушение системы местного и регионального самоуправление и усиление контроля президента над регионами. При этом, Бессмертный - националист, Донбасс он, мягко говоря, не любит, потому ожидать от него каких-то инициатив в духе примирения и диалога не приходится. Удивительно ли, что он и через год после Минска выступает с заявлениями, что оглашения - не план действий, а "философия" (причем, с этой философией он категорически не согласен, потому что - см. выше). Отмечу, что Бессмертный - далеко не худший представитель украинской элиты, заслуживший себе упоминание в учебнике. Просто нынешняя украинская элита вышла из села, но село из нее не вышло. Нынешняя Украина просто ей не по размеру. Вот они и сминают ее до размеров Эстонии (по территории и населению)», - прокомментировал политолог Василий Стоякин.
После парижской встречи министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер отметил, что стороны переговорного процесса не довольны ни ситуацией на юго-востоке Украины, ни результатами переговоров. Он также подчеркнул, что проведение местных выборов в Донбассе - это решающее условие для достижения прогресса в политическом процессе урегулирования конфликта.
В свою очередь на заключительной сессии «украинской недели» в Европарламенте политдиректор Европейской внешнеполитической службы (ЕВС) Хельга Шмид напомнила, что ЕС настаивает на полной имплементации минских договоренностей.
«Я знаю, что на политическом направлении тяжело продвигаться и добиваться компромисса, когда нарушения соглашения о прекращении огня продолжаются ежедневно. Но минские соглашения - лучшая возможность восстановить украинский суверенитет. Мы продолжаем призывать Украину сделать как можно больше со своей стороны», - сказала политдиректор ЕВС.
Как видим, то, что Киев не желает выполнять Минские договоренности, осознали уже все, в том числе и Запад. Поэтому хочет Киев или нет, а поделиться полномочиями с регионами ради мира придется.